Происхождение права и государства

Где право берёт начало? Какие задачи решали ранние государства? Можно ли утверждать, что в период своего становления все государства решали универсальные задачи?

Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права, государства, юридических норм, законодательства, договоров, сделок, обязательств и других институтов (в их юридическом понимании), без правовых учреждений, таких, как законодательные собрания, суды, адвокатские организации, нотариальные конторы и т. д. У права есть богатая история, оно располагает множеством укоренившихся традиций, идущих из глубокой древности.

Возникновение и развитие права

Отмечая глубокие исторические связи государства и права, особенно на этапах новой и новейшей истории человечества, некоторые учёные на базе данных современной науки приходят к выводу, что право появилось раньше государства; оно в первичных формах, прежде всего в форме обычного права, активно функционировало в рамках древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадиях развития общества. Лингвисты, изучающие индоевропейскую и другие языковые ветви, относят появление базовых правовых терминов (договор, суд, долг, заём, наказание и др.) к древнейшим эпохам, когда о государстве не могло быть и речи. В этнографической литературе зафиксировано немало племенных обычно-правовых систем, достигших в разработке отдельных институтов высокого юридико-технического уровня.

Доминирующей чертой бытия и сознания первобытного человека являлся коллективизм, точнее, природный коллективизм, в рамках которого индивидуальное обособление ещё невозможно. Социальные ячейки или группы, в которых жил первобытный человек, были различными по видам и формату: род, племя, союз племён, родовая и соседская общины, двор, стойбище, поселение и др.

Чрезвычайно важной чертой первобытного общества является его традиционный характер. Традиции представляются как многообразные и разнородные линии преемственности между поколениями людей, передаточные механизмы, через которые опыт старших усваивается молодыми. Социальный опыт в первобытных группах приобретается через непосредственные контакты молодёжи с людьми старшего возраста, в ходе которых происходит обучение, усвоение знаний, мифов, обычаев, передача опыта взрослой жизни. Отсюда широко распространённые обычаи почитания старших, привилегии стариков в семье и группе.

Древний человек, как и современный, не мог жить без правил, социальных норм, на которые люди ориентируются в своих действиях. Жизнь каждого человека, задолго до его рождения, была предопределена и расписана в массе традиций и норм, вплоть до самых мельчайших деталей. В памяти первобытных людей хранились тысячи различных указаний обычаев на все случаи жизни. Весьма ранним нормативным и в то же время сакральным (священным, культовым) явлением было табу — установленные запреты и ограничения контактов с определёнными предметами, продуктами, животными и людьми. Табу соблюдалось ради того, чтобы не навлечь на себя неудачи в делах, несчастья в жизни.

В раннепервобытной общине система социальных норм, как предполагают некоторые учёные, была единой, слитной, внутренне не дифференцированной. Такую систему социальных норм называют синкретической (слитной, не разделённой на части). Человек знал норму, исполнял со старанием все правила, но способность проводить различие между нормами, скажем, права и морали появилась у него значительно позднее, на подходе к цивилизации.

Религия, мораль, право возникали примерно в одно и то же время, хотя оно было очень длительным, охватило, судя по всему, не один десяток столетий, а может быть, и не одно тысячелетие.

Источником социальных норм первобытности выступали процессы распределения и потребления продукта, добытого охотниками, собирателями и рыболовами. Эти нормы известны в специальной литературе как «правила дележа пищи», которые по своей общепризнанности в группе и обязательности напоминают правовые нормы.

Нормативная сфера первобытности испытала глубокие преобразования при переходе человечества от палеолита к неолиту, от присваивающего к производящему хозяйству. Этот переход далеко не сразу отразился на внутреннем состоянии и социальной организации первобытных групп. В них по-прежнему сохранялся, и довольно долго, дух коллективизма и равенства.

Зарождение частнособственнических начал в недрах разлагающегося первобытного общества открывает эпоху появления разнообразных сделок с имуществом. Акт простого продуктообмена между группами представлял собой простейшую сделку, которая получила почти современный вид, когда в оборот поступил специально произведённый и предназначенный для обмена продукт, т. е. товар. С появлением денег становится возможной устойчивость пропорций в обмене одного товара на другой. Таким образом складывались условия для самой распространённой в человеческом обществе сделки — купли-продажи. С появлением денег возникает типичный частноправовой институт денежного займа, требующий надёжных средств обеспечения обязательств. Они создавались постепенно в рамках различных древних культур и обществ.

Довольно рано начинается история аренды имущества и земли, которая впервые фиксируется на стадии коллективного и родового хозяйства. В целом же можно сказать, что основная часть институтов, которые мы относим сегодня к гражданскому, торговому и некоторым другим отраслям частного права, исторически возникла из экономического обмена и товарного оборота, которые, в свою очередь, выросли из древней практики межплеменного продуктообмена, дарений и дарообменных отношений.

Происхождение государства

Первобытная власть коренилась в природе групповой, коллективной жизни, существовала в силу необходимости организовывать усилия людей, которые могли выжить только в тесном сплочении, в условиях взаимопомощи, кооперирования труда. Люди, осуществлявшие власть в первобытной общине, начиная с её ранних форм, не претендовали на особое положение начальников, которое присуще власть имущим в цивилизованных обществах. Формы и методы осуществления первобытной власти были разными, но требования к ней оставались постоянными и едиными: власть обязана обеспечивать интересы общины.

Делами первобытного общества управляли люди немолодые — это черта системы власти, которую иногда называют геронтократия (от греч. geron (gerontos) — старик). В обществе, основанном на традиции и прошлом опыте, не может быть иначе, потому что именно старики (по меркам того времени) обеспечивают преемственность поколений, сохранение исконного порядка вещей. История судов начинается с советов старейшин, они первыми взяли на себя судейские функции. Суд в лице старейшин впервые предстает как учреждение власти, правда, пока ещё племенной. Позднее судейские функции и правовое посредничество станут самостоятельными занятиями для подготовленных людей, которые войдут во властные структуры общества Древнего мира.

Обязанности лидера в группе первобытного общества требовали не только знаний, мудрости, предусмотрительности в делах, но и сноровки, выносливости, физической силы, а такими качествами пожилые люди, конечно, не обладали. Рядом с ними поднималось более молодое поколение вождей (нередко они выдвигались благодаря своим личным качествам — уму, сообразительности, превосходству в силе, не в последнюю очередь и характеру).

Институт вождя в первобытном обществе последовательно служил интересам группы и коллективным ценностям. Вождь в большей степени, чем его сородичи, был опутан сетью норм, табу, ограничений, к тому же обязан отправлять большое количество очистительных обрядов — постов, воздержаний, зароков, смысл которых в наделении вождя магической силой, своего рода святостью, необходимой для счастья и процветания племени. Практически повсеместно в древности выступало требование к вождю быть образцом в соблюдении норм, правил, табу, социальных и религиозных традиций.

Конечно, властные структуры первобытных общин сильно отличались друг от друга по способам формирования, степени авторитарности и характеру отношений между вождями и группами. Но почти везде первобытная власть в первобытном обществе, основанная на коллективных представлениях и соответствующих нормах, была зависимой от того, как её воспринимала и оценивала группа. Эпоха расцвета и начала разложения первобытной родовой общины в целом способствовала укреплению власти вождей в коллективах. Процесс этот стал особенно заметным в условиях производящего хозяйства, с развитием культуры земледелия и скотоводства, оседлого образа жизни, с появлением межплеменного обмена и дарообмена. Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался.

Однако фундамент первобытной коллективности, на котором строилась система отношений власти внутри родов и племён, постепенно подтачивался. Переход к социально дифференцированному, иначе говоря, раннеклассовому обществу, занявший довольно длительный период времени, означал, что власть теряла первобытно-коллективные черты. Начинается процесс формирования политических структур и институтов, за которыми скрываются интересы не всего социально однородного общества, а обособившихся частей общины, которые, заняв лучшие экономические, сакральные и иные позиции в жизни, пытались удержать и сохранить их у себя средствами власти. Этот процесс завершается возникновением государства как наиболее совершенной политической организации, отвечающей социально неоднородному обществу.

Процесс образования государства был медленным. Зачастую он начинался с выдвижения военных вождей на передовые позиции во властных структурах разлагающегося первобытнообщинного строя. Военная деятельность всё больше отделялась от производственной, в общинах увеличивалось количество людей, для которых война была основным занятием и профессией, формировалась особая военная каста, особый слой людей, подчиняющихся только военному предводителю. Последние с целью успешного проведения походов заключали между собой договоры, создавали союзы, избирали, назначали единого вождя, или он сам выдвигался, будучи сильной личностью. Военные союзы племён превращались в мощную политическую силу, они, собственно, и представляли собой первичную форму государственности.

В рамках союза племён возникает организация власти, общая для всех входящих в него групп, постепенно подчиняющая себе традиционные властные структуры, которые, несмотря на отчаянное сопротивление, вынуждены были отступать перед силой новой организации — публичной власти. Во главе её стоит сильный вождь (царь, князь, фараон и др.), военный предводитель, в распоряжении которого находятся механизмы, позволяющие принуждать людей к повиновению. Он стоит в центре публичной власти, олицетворяет её централизованное начало, опирается на войско и чётко выделившийся слой людей, своих соратников, которые состоят при нём и выполняют различные организационные, управленческие функции, весьма похожие на административные полномочия современных чиновников.

Ядром централизованной публичной власти являются сам царь и его «управленческий аппарат», который вначале был ещё слаб и неопытен.

После формирования публичной власти и зарождения первичных форм государственности тянется длинная полоса истории, на протяжении которой сфера властных отношений раздвоена: с одной стороны — публичная власть, активное и наступательное государственное начало, устремлённое к завоеванию руководящих позиций в обществе, а с другой — традиционная власть в группах, которая пытается выжить, удержать своё влияние на общественные дела. Это историческое противостояние разрешилось в пользу государства.

Если публичная власть явилась исторически первым признаком государственности и государства, то второй по политической важности признак связан с территориальным вопросом. Как только раннее государство почувствовало в себе силы, достаточные для проведения административных реформ, так прежде всего оно перекроило и перемешало территории, принадлежавшие с незапамятных времён племенам и общинам, заменило их территориальными единицами, созданными для удобства централизованного управления. Этот признак, известный как административно-территориальное деление, государство сохраняет до наших дней.

Столь же древними и универсальными являются государственные налоговые институты, сборы материальных и финансовых средств с населения для покрытия расходов царской публичной власти, которые могли быть уже в древности очень значительными, особенно во время войн. Первоначальная идея налогов (даней, натуральных и иных повинностей) состояла в том, что подчинённое царю население должно содержать его чиновников и войско в обмен на обеспечение внешней безопасности региона, поддержание внутреннего мира и порядка в обществе, создание благоприятных условий для экономической деятельности и торговли.

Появление публичной власти было вызвано определёнными общественными потребностями и функциями, с реализацией которых уже не могли справляться властные институты родового общества. Функции поддержания порядка, безопасности и развития широких внешних сношений между народами и землями сделали государство необходимым для всех, но внутри социально дифференцированного общества преимуществами государственного строя воспользовались экономически сильные слои населения (классы), которые при неизменной поддержке властей утверждали своё экономическое и политическое господство над низшими слоями населения. Государство во все времена выражало точку зрения господствующего слоя населения, в этом смысле оно действительно является классовым.

Формы ранней государственности отличались большим разнообразием и способами происхождения, для которых военный фактор не всегда был решающим. Условиями формирования первичных государственных образований, кроме войны, могла выступать необходимость контролировать торговые пути, другие межрегиональные коммуникации, стремление распространять религиозные культы, наконец, не последнюю роль играли амбиции полководцев и царей, которые насильственно приобщали к государственности политически ещё неразвитые племена и народы. Заметим, что эти и другие обстоятельства лежат в основе появившихся в дальнейшем различных теорий происхождения государства (теологическая, договора, насилия, материалистическая и т. д.).

Государство как высшая форма политической организации общества явилось величайшим достижением человеческой культуры. Оно досталось человечеству с большим трудом и ценой невероятных страданий. Хотя само его существование немыслимо без принуждения и насилия, как такового, без дисциплины, обязанностей и повинностей со стороны участников общественной жизни, всё же только государство способно осуществлять социальное управление и регулирование общественных отношений на самом высоком организационном уровне. С появлением государства человечество резко устремилось вперёд, создав огромное число материальных и духовных ценностей — от египетских пирамид до современных информационных технологий. За пять-шесть тысячелетий истории государства творческий разум человека, опираясь на широкие организационные возможности, сумел создать цивилизацию, превзойти многократно всё то, что было сделано им за сотни тысяч лет догосударственного существования. Организационный потенциал государства сегодня не исчерпан, он с помощью современных средств может быть усилен в целях совершенствования государства как инструмента социальных преобразований.

Вопросы для самопроверки

  • 1) Какое значение в первобытном обществе имели традиции?
  • 2) Что называют синкретической системой норм? В чём причина её существования в первобытном обществе?
  • 3) Какие сферы жизни первобытного коллектива регулировались?
  • 4) Что и почему привело к появлению разнообразных сделок с имуществом? Какие правовые акты возникают в связи с этим?
  • 5) В чём заключаются коренные различия между первобытной властью и властью государственной?
  • 6) В чём причины начала процесса формирования политических структур и институтов?
  • 7) Какие общественные потребности вызвали появление публичной власти?

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.