ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 14, 2019)

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Под модернизационным развитием подразумевают процесс цивилизационных изменений, обусловленный новыми потребностями общества и человека в меняющейся среде. Функция модернизации состоит в повышении способности общества и индивидов удовлетворять свои потребности. Как показывает история, на любом цивилизационном этапе модернизация означает качественные изменения не только производственно-технологической составляющей, но и структуры ценностей, институциональной сферы, повышение качества жизни людей. Процесс формирования общественных ценностей, в центре которых оказывается личность, и поступательное развитие общества в сторону увеличения качества жизни есть социокультурная модернизация. Социокультурные изменения являются ее результатом.

Социокультурная модернизация — процесс комплексный, апеллирующий к группе населения «молодежь», так как именно молодежь первой испытывает трансформацию во взглядах, интересах, ценностях и культуре. Жизненные приоритеты молодого поколения, нравственное здоровье и его облик в целом обусловливают социальное развитие общества и будущее страны, поэтому взаимоотношения молодежи и государства актуальны для функционирования последнего. Для эффективного осуществления модернизационного развития необходим слой креативных, целеустремленных, обладающих новаторскими способностями людей.

Молодое поколение, представляя стратегический ресурс модернизации, должно сберегаться государством как в демографическом, так и в интеллектуальном плане. Дети и молодежь — не только полноправный социальный субъект, но и творцы будущего общества, ответственные за процветание страны и воспроизводство последующих поколений, преемники ее культуры. Молодежь является преобразователем социальной культуры и организации общества и предопределяет социальный прогресс, т. е. несет в себе инновационный и социокультурный потенциал, служащий базой будущих и существующих изменений в общественной жизни. Поэтому молодежь — это настоящее и будущее.

(М. А. Ласточкина)

21. Используя текст, укажите четыре составляющих модернизационного развития. Какую политику должно проводить государство в отношении молодежи? Какое условие эффективности модернизации выделяет автор?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) четыре составляющих модернизационного процесса: производственно-технологическая, структура ценностей, институциональная сфера, качество жизни людей;

2) ответ на первый вопрос: беречь (охранять, оберегать) как в демографическом, так и в интеллектуальном плане;

3) ответ на второй вопрос: необходим слой креативных, целеустремленных, обладающих новаторскими способностями людей

Представлены три элемента ответа

2

Представлены любые два элемента ответа

1

Представлен один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Какие общественные ценности соответствуют, по мнению автора, формированию социокультурной модернизации? Как определяет автор функцию модернизации? Какой социальный институт непосредственно связан с реализацией этой функции в материальной сфере?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть ответы на три вопроса:

1) ценности, в центре которых оказывается личность;

2) функция модернизации состоит в повышении способности общества и индивидов удовлетворять свои потребности;

3) производство / экономика.

Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Даны ответы на любые два вопроса

1

Дан ответ на один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. К какому виду общественной динамики относится модернизационное развитие? Укажите иной по направленности вид социальной динамики. Используя знания обществоведческого курса, социальные факты, информацию СМИ, конкретизируйте его двумя примерами.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: прогресс / прогрессивное развитие;

2) иной вид социальной динамики: регресс / регрессивное развитие;

3) два примера, допустим:

— гибель цивилизации (может быть названа любая цивилизация);

— установление тоталитарного / диктаторского режима в государстве;

— упадок культуры вследствие распространения массовой культуры и пр.

Могут быть приведены иные уместные примеры

Правильно дан ответ на вопрос, указан и конкретизирован двумя примерами иной вид социальной динамики

3

Дан ответ на вопрос, указан и конкретизирован примером иной вид социальной динамики. ИЛИ Указан и конкретизирован двумя примерами иной вид социальной динамики

2

Дан ответ на вопрос, указан иной вид социальной динамики. ИЛИ Указан и конкретизирован примером иной вид социальной динамики

1

Дан ответ на вопрос. ИЛИ Указан иной вид социальной динамики. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. Приведите два довода из текста, которые позволяют отнести молодежь к стратегическому ресурсу модернизации. Используя обществоведческие знания, социальные факты и личный опыт, приведите дополнительный довод. Какую еще социальную группу можно рассматривать как ресурс модернизации в современном мире? Приведите аргумент, который подтверждает это.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать:

1) два довода из текста, допустим:

— молодежь несет в себе инновационный и социокультурный потенциал, служащий базой будущих и существующих изменений в общественной жизни;

— именно молодежь первой испытывает трансформацию во взглядах, интересах, ценностях и культуре;

— жизненные приоритеты молодого поколения, нравственное здоровье и его облик в целом обусловливают социальное развитие общества и будущее страны;

— молодежь является преобразователем социальной культуры и организации общества;

2) дополнительный довод, допустим:

— молодежь активно откликается на перемены и инновации и не боится последствий социальных преобразований;

Может быть приведен иной довод, соответствующий требованию задания.

3) ответ на вопрос, например: учителя, политическая элита;

4) аргумент, допустим:

— учителя относятся к профессиональному сообществу, которое непосредственно осуществляет социализацию (образование и воспитание) подрастающего поколения, модернизационный потенциал молодежи зависит от учителя;

— политическая элита ставит задачи модернизации и в значительной степени предопределяет ее направленность.

Могут быть названы иные социальные группы, приведены другие аргументы, соответствующие требованию задания

Правильно приведены два довода из текста, дополнительный довод, дан ответ на вопрос и приведен аргумент (всего пять элементов ответа)

3

Приведены один-два довода из текста, дополнительный довод, дан ответ на вопрос. ИЛИ Приведены один-два довода из текста, дан ответ на вопрос и приведен аргумент. ИЛИ Приведен дополнительный довод, дан ответ на вопрос и приведен аргумент

2

Приведены один довод из текста, дополнительный довод. ИЛИ Приведен один довод из текста, дан ответ на вопрос. ИЛИ Приведен дополнительный довод, дан ответ на вопрос. ИЛИ Дан ответ на вопрос и приведен аргумент

1

Приведены один-два довода из текста. ИЛИ Приведен дополнительный довод. ИЛИ Дан ответ на вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.