ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 9, 2019)

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

На молодежный возраст приходятся важные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования; выбор профессии; получение профессиональной подготовки и специальности; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. В современных условиях молодежь является одной из особо уязвимых групп населения на рынке труда. Это достаточно специфическая группа населения. Она обычно делится на ряд возрастных групп, определяющих их положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) включает в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. Как правило, они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако снижение жизненного уровня части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся работать уже в этом возрасте и зачастую в неформальном секторе экономики. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени и семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато переходом работника в маргинальные слои общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Большинство из них заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Они являются достаточно уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся к получению дополнительных умений и навыков. На этот возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места и адаптации в ней.

В 25-29 лет молодые люди в основном уже делают профессиональный выбор, обладают определенной квалификацией, некоторым жизненным и профессиональным опытом. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста. Молодые люди, возможно, уже имеют собственную семью и могут предъявлять достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Это оказывает большое влияние на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей зачастую вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи. Среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность.

Однако однозначное оценивание специфических черт молодежи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения ею эффективной занятости. Кроме того, в различных условиях трудовой деятельности либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по-разному, в зависимости от приоритетов кадровой политики предприятия.

(Л.Д. Костюк)

21. Используя текст, назовите группы молодежи, чья потребность в трудовой деятельности обусловлена материальными стимулами. Как объясняет данную мотивацию автор в каждом случае?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) группы молодежи: подростковая группа (молодежь до 18 лет) и группа 25-29 лет;

2) объяснения мотивации:

— снижение жизненного уровня части населения (первая группа);

— необходимость содержания семьи (вторая группа).

Ответы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках

Правильно названы группы и дан ответ на вопрос по каждой из них

2

Названы группы и дан ответ на вопрос по одной из них

1

Названы группы. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Как оценивает автор трудовые перспективы несовершеннолетних на рынке труда? Укажите любые два аргумента, которые приводит автор в защиту своей позиции. Используя обществоведческие знания, социальные факты и личный социальный опыт, приведите свой аргумент в подтверждение или в опровержение позиции автора.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: как неблагоприятные;

2) два аргумента автора, например:

— прекращение образования;

— выход на рынок труда неквалифицированного работника;

— опасность закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда;

— переход работника в маргинальные слои общества;

(Аргументы могут быть указаны в иной, близкой по смыслу форме.)

3) дополнительный аргумент, допустим:

— несовершеннолетние могут работать в неформальном секторе, следовательно, не иметь гарантий, которые предоставляются работникам в соответствии с Трудовым кодексом (в подтверждение);

— несовершеннолетние получают опыт взаимодействия с работодателем и трудовой опыт, что влияет на успех их трудовой деятельности впоследствии (в опровержение).

Может быть приведен другой дополнительный аргумент в соответствии с требованием задания

Правильно дан ответ на вопрос, указаны два аргумента по тексту, приведен дополнительный аргумент

2

Дан ответ на вопрос, указаны два аргумента по тексту. ИЛИ Указаны два аргумента по тексту, приведен дополнительный аргумент. ИЛИ Дан ответ на вопрос, указан один аргумент по тексту, приведен дополнительный аргумент

1

Дан ответ на вопрос, указан один аргумент по тексту. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведен дополнительный аргумент. ИЛИ Указаны один-два аргумента по тексту. ИЛИ Дан ответ на вопрос. ИЛИ Приведен дополнительный аргумент. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. В тексте говорится, что на определенном этапе начинают проявляться гендерные различия в положении работника на рынке труда. Объясните понятие «гендерная дискриминация». Приведите три примера государственной политики в РФ, которая препятствует дискриминации работников по гендерному принципу.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение понятия, допустим: дискриминация по половому признаку, практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим;

2) два примера:

— действие принципа «равная оплата за равный труд»;

— запрет необоснованного отказа при приеме на работу;

— дополнительные гарантии женщинам, имеющим детей; беременным женщинам (запрет применения труда женщин на работах с вредными или опасными условиями труда; перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на другую работу с сохранением оплаты труда; предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной и пр.)

Могут быть приведены другие уместные примеры

Правильно дано объяснение понятия и приведены два примера

3

Дано объяснение понятия и приведен один пример

2

Приведены два любых примера

1

Приведен один пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. В тексте названы характеристики трудовой деятельности молодежи в возрасте 18-24 лет. Используя текст, социальные факты и личный социальный опыт, объясните, почему именно эти характеристики выдвигаются на первый план (дайте объяснение для каждой из названных в тексте характеристик).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть три объяснения, например:

1) гарантии занятости: большинство молодых людей в возрасте 18-24 лет заканчивают профессиональное обучение и стремятся уже не к эпизодической,» а к постоянной занятости;

2) возможности профессионального развития: молодые люди заинтересованы получить работу по специальности, чтобы совершенствовать свои профессиональные умения и достичь большей конкурентоспособности на рынке труда;

3) возможности должностного роста: должностной рост определяет рост заработной платы и возможности работника раскрыть свои способности, проявить себя, самоутвердиться в жизни.

Могут быть даны иные уместные объяснения

Даны три объяснения

3

Даны два объяснения

2

Дано одно объяснение

1

Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.