ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 8, 2019)

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы смысложизненную, универсальную и партикулярную. Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями ее жизни, определили средства достижения этих целей, а потому выполняют функцию главнейших регуляторов ее социального поведения. Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют ее восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях.

Смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определенному поведению в любых жизненных условиях. Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они — продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же — главные регуляторы социального поведения людей, а значит — общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьей, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т. п.); ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности); коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищенности); ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие); ценности общественного признания (социальный статус, почет, награды, льготы, привилегии); демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности религиозные; традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности); ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют ее социально значимые поступки, либо тормозят их совершение. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

(По Г.Г. Куликовой)

21. Как связаны смысложизненные ориентации и социализация личности? Как смысложизненные ориентации связаны с мировоззрением и нравственными ценностями личности? К какой подсистеме ценностей относит автор демократические ценности?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть ответы на вопросы:

1) смысложизненные ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности;

2) смысложизненные ориентации — это продукт социализации личности;

3) демократические ценности относятся к универсальным.

Ответы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Правильно даны ответы на любые два вопроса

1

Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Как влияют три подсистемы ценностей на социально значимые поступки человека? Какие ценности нового времени названы в тексте? Основываясь на тексте, укажите разновидность универсальных ценностей, непосредственно связанную с ценностями нового времени.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: либо стимулируют, либо тормозят совершение социально значимых поступков;

2) ответ на второй вопрос: личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни;

3) разновидность универсальных ценностей: демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно даны ответы на два вопроса, указана разновидность универсальных ценностей

2

Дан ответ на один вопрос, указана разновидность универсальных ценностей. ИЛИ Даны ответы на два вопроса

1

Дан ответ на один вопрос. ИЛИ Указана разновидность универсальных ценностей. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. Назовите ценность, которая может быть отнесена к смысложизненным. Почему, по мнению автора, смысложизненные ценности выполняют функцию главнейших регуляторов социального поведения? (Укажите две причины.) Используя обществоведческие знания, личный опыт, приведите два примера, конкретизирующих мысль автора.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать:

1) ценность, например, служение людям, выполнение долга перед семьей;

(Могут быть названы другие ценности, соответствующие требованию задания.)

2) ответ на вопрос: это ценности личности, которые

— стали целями ее жизни,

— определили средства достижения жизненных целей;

3) примеры на конкретизацию, допустим:

— профессиональный танцор потерял ногу в автомобильной аварии, и целью его жизни стало возвращение в профессию;

— средствами достижения этой цели стали изучение физиологических особенностей организма, каждодневные многочасовые тренировки и пр.

Могут быть приведены другие уместные примеры

Правильно названа ценность, дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведены два примера

3

Названа ценность, дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведен один пример. ИЛИ Дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведены два примера

2

Названа ценность, дан ответ на вопрос (указана одна любая причина) и приведен пример. ИЛИ Дан ответ на вопрос (указаны две причины) и приведен один пример. ИЛИ Названа ценность, дан ответ на вопрос (указаны две причины)

1

Названа ценность, дан ответ на вопрос (указана одна причина). ИЛИ Названа ценность и приведены один-два примера. ИЛИ Дан ответ на вопрос (указаны одна-две причины). ИЛИ Названа ценность. ИЛИ Приведены один-два примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. Автор считает, что подсистемы ценностей личности дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие, что все три системы взаимодействуют между собой.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены три аргумента, например:

1) смысложизненные ценности определяют цель жизни, в соответствии с которой личность будет ориентироваться на те или иные универсальные ценности (витальные, личностного развития, коллективистские или межличностного общения) и, соответственно, опираться на те или иные партикулярные ценности;

2) традиционные ценности (например, любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу) тесно связаны с такими универсальными ценностями, как взаимопомощь, солидарность, дружба, любовь, верность, порядочность, и смысложизненные ценности такой личности не могут противоречить двум другим видам ценностей;

3) формирование всех подсистем ценностей происходит в процессе социализации, сознательное воздействие общества на личность (семейное, школьное), как правило, не может основываться на противоречивых основаниях и выстраивает все три подсистемы ценностей в неразрывной связи.

Могут быть приведены иные уместные аргументы

Правильно приведены три аргумента

3

Приведены два аргумента

2

Приведен один аргумент

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.