ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 7, 2019)
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накопленной мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания лучше обратиться к научным методам.
Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет — она оказывается вне науки.
Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах… Главной предпосылкой науки является убеждение, что все основные положения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину.
В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда исследователь просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих его переменных, чтобы узнать, связаны ли они.
(Д. Бирн)
21. Укажите три вида познания, упоминаемые в этом тексте. Что является главной предпосылкой науки?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) виды познания: — обыденное, — познание средствами искусства и философии, — научное; 2) ответ на вопрос: предпосылкой науки является убеждение, что все основные положения о физическом мире должны быть проверены. Ответ может быть представлен как в форме цитаты, так и форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего раздела текста |
|
Указаны три вида познания, дан ответ на вопрос |
2 |
Указаны один-два вида познания, дан ответ на вопрос |
1 |
Указан один вид познания. ИЛИ Дан ответ на вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. В тексте используется понятие «истина». Объясните его смысл. В чем автор видит недостатки ненаучных методов познания?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия «истина», например: соответствие наших знаний о предмете самому познаваемому объекту; 2) ответ на вопрос: ненаучные методы недостаточно доказательны и ставят нас перед неразрешимыми загадками. Ответ может быть представлен как в форме цитаты, так и форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего раздела текста |
|
Правильно приведено объяснение и дан ответ на вопрос |
2 |
Правильно приведены любые два варианта ответа |
1 |
Правильно приведен любой один вариант ответа. ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. Автор выделяет экспериментальный и корреляционный научные методы познания. В чем заключается главное различие между ними? Как соотносятся метод наблюдения и метод корреляции? Используя знания из различных учебных предметов, проиллюстрируйте любой из этих методов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: в ходе эксперимента исследователи не только наблюдают за процессами, но пытаются изменить одну переменную с целью выявления влияния этого на другие переменные; 2) ответ на второй вопрос: метод корреляции предполагает наблюдение, но с определенной целью — установить связи переменных; 3) пример, допустим: эксперименты знаменитого физиолога И. Павлова, изучавшего рефлексы животных. Могут быть приведены другие примеры |
|
Даны ответы на два вопроса, приведен пример |
3 |
Дан ответ на вопрос, приведен пример. ИЛИ Даны ответы на два вопроса |
2 |
Дан ответ на один вопрос. ИЛИ Приведен пример |
1 |
Все ответы, которые не соответствуют вышеназванным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Известный целитель рекламирует свою методику диагностики болезней сердца как новое слово в научной медицине. Он ставит диагнозы, прикладывая сцепленные определенным образом ладони к сердцу пациента. Можно ли считать такую методику научной? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающие ненаучный характер его деятельности.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) отрицательный ответ на вопрос; 2) два аргумента, например: — нет проверенных данных, подтверждающих эффективность этой диагностики; — не используются научно обоснованные методы и процедуры диагностики сердечных заболеваний. Могут быть приведены другие аргументы |
|
Дан ответ на вопрос, указаны два аргумента |
3 |
Дан ответ на вопрос, приведен один аргумент |
2 |
Дан ответ на вопрос |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.