Главная » ЕГЭ по обществознанию » Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда (Демокрит)

Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда (Демокрит)

«Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит)

В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему морального, или этического вида познания, путей постижения человеком «прекрасного» и «дурного». Эта проблема, несомненно, была, есть и будет важна, ведь человек испокон веков пытался ответить на вопросы «что такое хорошо» и «что такое плохо», обозначить границы добра и зла и придерживаться норм морали. И этому, как и всему остальному, приходится учиться.

Древнегреческий философ Демокрит полагал, что для познания «прекрасного» (то есть добра) требуется гораздо больше усилий, чем для познания «дурного», или злого, которое, по его словам, усваивается «само собой, без труда». Я согласна с точкой зрения автора и также считаю, что для того, чтобы быть порядочным человеком, следовать нормам морали, а прежде всего, усвоить их, нужно приложить гораздо больше усилий, чем наоборот. Более того, как говорится, «дурной пример заразителен», а значит, действительно усваивается сам.

Для обоснования изложенной точки зрения можно привести ряд теоретических положений. Рассмотрим, что именно имеет в виду Демокрит под «прекрасным» и «дурным». Под «прекрасным» подразумеваются социальные нормы, знания, понятие добра, а под «дурным» — низкий уровень культуры, примитивные, нижайшие порывы человеческой души.

Прежде всего, говоря о постижении прекрасного и дурного, мы ведём речь о моральном или этическом познании. Разберёмся для начала в самом понятии познания. Современные обществоведы определяют познание как процесс, в результате которого человек создаёт субъективные, идеальные образы предметов, событий и явлений в своём сознании. Результатом познавательной деятельности является знание — само представление о предмете или явлении.

Учёными принято выделять следующие виды знания: научное; художественное, или эстетическое; обыденное, или житейское; паранаучное, мифическое и моральное, или этическое. Раскрывая выбранную тему, стоит поподробнее остановиться на моральном, или этическом, познании. Оно опирается на понимании людьми добра и зла, на которых, в свою очередь, строятся нормы морали.

Также «прекрасное» и «дурное» в этом высказывании можно расценивать как принятые мерила «красоты» и её антипода — «безобразного». В этом случае речь идёт о художественном, или эстетическом виде знания. Это знание, которое мы осваиваем в виде художественных образов, этому виду знания присуща субъективность, чувственность и эмоциональность.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и ряд фактических примеров. Одной из самых страшных болезней современности является наркомания. Истории всех наркоманов о приобретении зависимости примерно одинаковые: начал принимать для интереса, затем не стал сопротивляться. Таким образом, «дурное» прилипает к человеку само, без особых усилий с его стороны. А вот чтобы вылечить наркотическую зависимость, ступить на тропу «прекрасного», от человека требуются колоссальные усилия.

Ещё одной иллюстрацией к данной проблеме может служить русский полководец и военачальник А. В. Суворов. Всю свою жизнь он трудился над тем, что считал правильным, сколько бы факторов ни пыталось сбить его с пути, он всегда отстаивал своё. Глупо даже полагать, что все его успехи дались ему просто. С детства он обладал сравнительно слабым физическим здоровьем, так что ему приходилось постоянно закаляться. Но так как перед ним всегда маячил его нравственный ориентир — воплощение «прекрасного», этот человек просто не мог себе позволить сложить руки и дать «дурному» паразитировать на себе.

И, наконец, можно привести пример из художественной литературы. В небезызвестной пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» главный герой Митрофанушка напрочь отказывается учиться, да и вообще является олицетворением «испорченного ребёнка», живущего исключительно в угоду своим прихотям. За счёт воспитания и врождённой лени он не делает ничего, чтобы добиться «прекрасного», а лишь принимает то «дурное», что усваивается само собой.

Также можно привести пример из личных наблюдений. Среди моих знакомых очень немногие, пусть даже изредка, слушают классическую музыку. В основном мои сверстники предпочитают не напрягаться морально и поэтому выбирают современную музыку, которая зачастую представляет собой набор звуков, напоминающий какофонию. Причём, несомненно, классическая музыка является примером красоты, тогда как некоторые направления современной музыки мы можем считать её противоположностью — безобразным.

Таким образом, для постижения «прекрасного» человеку, несомненно, придётся приложить усилия, поработать над собой. А вот «дурное» само находит человека, для того, чтобы его «приобрести», достаточно расслабиться и плыть по течению.

Смотрите также

Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения (Л. де Бройль)

«Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения» (Л. де …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *