4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации

Основные понятия: выборы, значение выборов, классификации выборов, избирательная система, компоненты избирательной системы, избирательное право, избирательная кампания, избирательный процесс, стадии (этапы) избирательного процесса, избирательный округ, избирательный участок, избирательная комиссия, предвыборная агитация, предвыборная программа, основные принципы демократического избирательного права, типы избирательных систем, мажоритарная система, пропорциональная система, мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система


Выборы — это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.

Значение выборов

  • Являются важным средством систематического обновления властных структур
  • Выявляют реальные интересы и потребности народа
  • Способствуют приобщению граждан к политике
  • Придают власти легитимный характер

Классификации выборов

Основа классификации

Виды выборов

Объект

Президентские; парламентские; местного самоуправления

Масштаб

Федеральные; региональные; местные

Сроки

Очередные; досрочные; повторные

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Компоненты избирательной системы

  • Избирательное право
  • Комплекс правовых норм о порядке выборов

    • в узком смысле слова: политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право)
    • в широком смысле слова: избирательные законы и иные акты (например, инструкции, разъяснения)
  • Избирательный процесс
  • Комплекс действий в процессе выборов

    Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.

    Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

    Избирательный процесс — практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

    Стадии (этапы) избирательного процесса

    • Назначение даты выборов

    Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.

    • Образование избирательных округов и избирательных участков

    Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

    Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.

    Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

    Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

    • Формирование избирательных комиссий

    Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии:

    Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ

    избирательные комиссии субъектов РФ

    территориальные (районные, городские и др.) комиссии

    избирательные комиссии муниципальных образований

    участковые избирательные комиссии

    Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

    • Составление списков избирателей

    Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

    • Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

    Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.

    Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

    • Предвыборная агитация

    Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

    Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

    При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.

    Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

    • Голосование и установление результатов голосования

    Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

    Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

    • Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели

    Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

    Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

    Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.

    Основные принципы демократического избирательного права

    • Принцип равенства

    Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов.

    • Принцип всеобщности

    Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых в органы местного самоуправления — лица, достигшие 18 лет, в Государственную Думу — достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде не применяются.

    • Принцип тайного голосования

    Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.

    Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него.

    • Принцип непосредственности

    Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.

    • Принцип состязательности

    Выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.

    • Принцип гласности

    Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.

    • Принцип свободы выборов

    Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет права оказывать на него давление.

    • Принцип ограничения срока выборов

    Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.

    Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

    Типы избирательных систем

    Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

    • Относительного большинства — победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50%.
    • Применяется в Индии, Канаде, США и др.

    • Абсолютного большинства — избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос.
    • Применяется при выборах Президента в России и во Франции

    Достоинства

    Недостатки

    • Могут участвовать независимые кандидаты.
    • Возникает личностная связь кандидата с избирателями.
    • Отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов.
    • Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа.
    • Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство
    • Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.
    • Может искажаться реальная картина соотношения сил в политической структуре общества.
    • Создаётся почва для непредсказуемости действий депутатов.
    • Имеет место частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию.
    • Практически исключает возможности победы на выборах мелких партий

    Пропорциональная система — система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

    Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.

    Достоинства

    Недостатки

    • Представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства.
    • Демонстрирует объективную ситуацию расстановки сил партий и организаций.
    • Даёт возможность избирателю легче разобраться в политической позиции кандидата.
    • Результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам становятся более предсказуемыми.
    • Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
    • Существует монополия политической партии на выдвижение кандидатов.
    • Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией.
    • Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны.
    • В парламент не допускаются партии, чьи списки не набрали определённого процента голосов.
    • Иногда возникает необходимость объединяться в блоки даже в ущерб партийным интересам.
    • Депутат может переложить ответственность за те или иные решения на позицию партии.
    • Появляется в парламенте множество мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений

    Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система — часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной избирательной системой, а другая часть — в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

    Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы

    Достоинства

    Недостатки

    • Формируется действительно представительный парламент.
    • Имеет место обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий
    • В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов.
    • Партии не отражают в полном объёме интересы своих избирателей

    В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.