4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
Основные понятия: федерализм, конституционный статус субъектов РФ, принципы федерализма в Российской Федерации, предмет ведения, разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов
В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.
Федерализм в России |
|
Является одним из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории |
Способствует демократизации управления государством: децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть |
↓ Создание различных форм национальной государственности народов России |
↓ Предоставление отдельным регионам самостоятельности в решении вопросов их жизни |
Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов, которое было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.
Основы конституционного статуса субъектов РФ
Принцип образования |
Вид субъекта РФ (их количество) |
Его статус |
Признаки статуса субъекта РФ |
Национально-территориальный |
Республика (22) |
это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ |
— Конституция республики. — Республиканское законодательство. — Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ. — Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия. — Республиканское гражданство. — Государственный язык. — Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица |
Автономная область (1) Автономный округ (4) |
это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ |
— Устав субъекта РФ. — Законодательство субъекта РФ. — Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ. — Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ |
|
Территориальный |
Край (9) Область (46) Города федерального значения (3): Москва, Санкт-Петербург, Севастополь |
Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Пути изменения состава РФ |
|
В соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный; Приволжский; Южный; Дальневосточный; Центральный; Уральский; Сибирский; в январе 2010 г. образован восьмой — Северо-Кавказский, в марте 2014 г. — Крымский.
Президент РФ назначает своих полномочных представителей в каждый из этих федеральных округов.
Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципах федерализма.
Принципы федерализма в Российской Федерации |
Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации |
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов — один из принципов федеративного устройства России.
Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.
Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов
Принадлежность предмета ведения и полномочий |
Перечень вопросов |
Особенность действия нормативных правовых актов |
Российская Федерация |
Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. |
Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ |
Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение) |
Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право |
Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные правовые акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам |
Субъекты Российской Федерации |
Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере |
Нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ |